Читайте нас в Telegram
Читайте нас в Telegram
В этой статье мы рассмотрим книги, в которых освещается одна из самых трепетно любимых мной духовных традиций – суфизм (Тасауф).
Суфизм
Наверное, в каждой духовной традиции существуют внешние (экзотерические) и внутренние (эзотерические) течения. Так в иудаизме – это Каббала. В индуизме – это тантра, бхакти (раса лила) и Ади йога. В буддизме – это буддийская тантра, махамудра и дзогчен, дзен. В христианстве – это исихазм. В исламе же – это суфизм. Кто же такой суфий? Это мистик, «отодвинувший на задний план» все. Все, кроме одного – любви к Богу. Чтобы он не делал, он всегда занят только одним, поиском пути воссоединения с Богом внутри своего духовного сердца. А воссоединившись с Ним – он полностью растворяется в Нем. Этот путь и очень прост, и очень труден одновременно.

Со времени своего зарождения «живая», не выхолощенная лишними умствованиями и концептуализированием традиция суфизма просуществовала и продолжает существовать и в наше время. За столь долгий исторический период, появилось множество различных школ (орденов) и течений в суфизме. Детальнейшим образом были разработаны основные принципы, правила поведения, психотехники, медитации, психология и метафизика суфизма, которые в сочетании с аскетизмом всегда приносили прекрасные духовные плоды. Многие западные умы восхищались прекрасными «плодами» суфийского пути: поэзия, музыка, живопись, архитектура, науки, проза, танцы, высоты метафизики и философской мысли, мистические откровения. Все это прекрасные примеры, «плодов любви», выраженных в разное время адептами суфийского пути, как некая попытка поделиться с миром откровениями, обретенными ими.

Вереница имен известных миру среди мистиков суфиев, могла бы занять несколько страниц. Вот лишь некоторые из них: Руми, Аль Газали, Саади, Хафиз, Байязид, Зу н нун, Омар Хайам, Ибн аль Фарид, Накшбанди, Кабир, Бахауддин, Шамс Тибризи, Джафар Саддик, Мааруф Кархи, Рабийа, Мансур Аль Халладж и многие, многие другие. Всю историю своего существования, суфийский путь (тарикат) сопровождает некая тайна.
Оно и понятно. Суфии всегда казались посторонним людям странными, непонятными, экстравагантными чудаками. Их поведение, поступки, высказывания частенько ставили в тупик и ошарашивали, своей непредсказуемостью, спонтанностью, проницательностью, откровениями. Суфии – это люди «вне рамок», они живут и действуют «не по правилам». По крайне мере не по тем правилам, которых от них ожидают. При всем при этом суфийские мистики принадлежали к представителям абсолютно разных социальных групп – от странствующих каландаров – дервишей, до уважаемых всеми имамов и представителей власти. Помимо этого суфии слыли чистыми космополитами, часто мало обращающими внимание на внешние отличия и «одежки мира».

Они всегда были нацелены на суть, на Истину, «присматривая за миром» и помогая ему ее прозревать. Одним из важнейших аспектов суфийского пути (Тарикат) было и остается наличие духовного Учителя (Муршида), беспрецедентное отношение, послушание и доверие к которому является залогом успеха в духовном росте ученика (мюрида). Путь суфия (тарикат) представляет собой постепенное распознавание божественной Воли.

Эта Воля познается как нечто очевидное по мере обретения равновесия – внутреннего (равновесие состояний) и внешнего (равновесие обстоятельств). Главное препятствие для обретения равновесия на суфийском пути – это нафс. Нафс – это наше эго. Нафс глубоко проник во все аспекты нашего бытия. Он коренится в нашем уме, определяя действия тела, речи, ума. Влияя на специфику нашего мировосприятия, оценку различных жизненных обстоятельств и реакцию на них (чаще автоматическую). Мюрид, под чутким руководством Муршида учится распознавать и преодолевать нафс, используя, искусные методы и средства. Постепенно очищая свою душу, мюрид начинает видеть в своем сердце истинный Божественный свет. Тяга к Нему становится все более сильной и в конце – непреодолимой.

Божественный Свет целиком поглощает суфия. Ортодоксальные мусульмане по-разному относились и относятся к традиции суфизма. Не раз в истории предпринимались преследования, гонения и даже физическое уничтожение последователей суфизма. Чего стоит история с Мансуром аль Халладжем, который в момент своего божественного экстаза, прилюдно выкрикнул «Я-Бог»? Такую «дерзость» религиозные фанатики ему не простили. Он был забит камнями. Но даже в момент казни, он не испытывал ни грамма ненависти или неприязни к своим палачам (по историческим свидетельствам). Тем не менее, суфизм жив и деятелен в лице его многочисленных последователей на Востоке и Западе и поныне. До сих пор процветают прекрасные традиции древних суфийских орденов: Кадири, Накшбандия, Мевлеви, Ниматуллахи, Чиштия и другие.
Мир литературы, так или иначе касающейся суфизма просто огромен. И «невозможно объять необъятное». Однако здесь мы затронем некоторые, на мой взгляд, интересные книги которые помогут интересующимся данной темой, составить о ней свое представление и насладиться «вкусом суфийского вина».

И начнем мы, пожалуй, с суфийской поэзии.

Наверное, нет людей не знакомых с прекрасными четверостишьями (рубайат), полными любви и мудрости, красоты и изящества. Мировая поэзия воистину была украшена многими поэтическими шедеврами созданными поэтами – суфиями. Рубаи частенько можно воспринимать как некую квинтэссенцию духовной мудрости, темы для размышления, медитации. Суфийская поэзия в изобилии полна символического смысла. Это специальный «язык ветвей» (каббалистический термин), способный нести многоуровневые смыслы, которые будут раскрываться читателям по мере развития их уровня восприятия реальности. Кто хочет полноценно попытаться понять смыслы поэзии суфиев, очень рекомендую предварительно ознакомиться с «внутренними» значениями часто употребляемых там символов. Стихи можно читать по отдельности (авторства) или в сборниках. Например, сборник «Жемчужины персидской поэзии».Там собраны многие авторы. Либо по книгам отдельных авторов, среди которых:
  • Омар Хайам «Рубаи» (рекомендую замечательный перевод Расула Гамзатова)
  • Дж. Руми – поэт, мистик. Автор великолепных стихов, поэм. Над его стихами можно размышлять и восхищаться, уровню богопостижения этого великого человека.
  • Санаи.
  • Хафиз.
  • Саади.
  • Джами.
Отдельно хочу выделить великолепную поэму «Пророк» Халила Джебрана. Нет никакого смысла петь ей дифирамбы, ибо это невозможно оценить по достоинству. Просто прочтите сами.
Конечно же, нельзя упустить из виду и такую значимую фигуру в мире мусульман и индуистов как Кабир. Великий святой. Великий поэт. Наслаждайтесь его творчеством.

Однозначно рекомендую «напиться красоты» поэзией Ибн аль Фарида:
  • Касыда вина
  • Большая касыда («Глаза поили душу красотой») – это вообще событие в мире духовного творчества человечества.
Теперь, пожалуй, отвлечемся от поэтического жанра и обратим наш взор собственно на авторов, знакомящих и разъясняющих, что собственно говоря, есть суфийский путь.

Одним из первых, переведенных на русский язык, авторов, популяризирующих суфизм, был Идрис Шах с его знаменитыми книгами «Сказки дервишей» и «Суфизм». Сказки дервишей – способ обучения с помощью притч. Книга «Суфизм» весьма непростое чтиво. Однако тем, кто ее осилит, будет более просто и понятно читать всю суфийскую литературу в целом. Кстати, суфийский символизм там довольно подробно разбирается автором.

Далее очень рекомендую целую серию книг прекрасного суфийского мистика, музыканта, писателя Хазрата Инайат Хана. Он является представителем индийской ветви суфизма, ордена Чиштия:
  • Мистицизм звука
  • Учение суфиев
  • Путь озарения
  • Очищение ума
  • Метафизика. Опыт души на разных уровнях существования.
  • Единство идеалов.
У этого человека было много различных талантов. Один из них – это умение донести сущностные наставления по духовному продвижению, простым и понятным языком.

Далее многочисленные книги шейха иранского происхождения, возглавлявшего орден Ниматулахи. Джавад Нурбахш. Последнее время жил в Англии. Очень колоритная фигура. Помимо книг, которые я здесь упомяну, рекомендую посмотреть в интернете интервью с этим мастером, взятым английскими журналистами. Книги переведены с английского его учеником, Леонидом Тираспольским, с коим автор лично знаком. Орден Ниматулахи имеет свою ханаку (общину) в России:
Одна из важнейших книг, разъясняющих тонкости суфийского пути – это трактат «Раскрытие скрытого за завесой», написанная, аль Худжеири. Написанный в 11 веке, трактат является одним из первых произведений, дающих полную и целостную картину о суфийском пути.

Далее перечислю еще некоторых авторов, достойных для прочтения:
  • Ибн Араби Избранное. 2 тома.
  • Ключ к сокрытому Садр ад Дин ал Кунави.
  • Под суфийским плащем. Истрия об Абу Саиде и его мистические наставления.
  • Обращение к сердцу. Шейх аль Тарикат Хазад Азрат Расул.
Последнее время много пишет и разъясняет о суфийском и не только, пути, наш соотечественник Руслан Жуковец. В его манере очень много современных психологических моделей, однако, все они нанизаны на внутренний стержень знаний суфийского пути. Многим читателям Р.Жуковец будет очень интересен.
  • Практика осознанности
  • Основы мистического пути
  • В присутствие Бога
  • Мистическая работа со снами.
Вот, пожалуй, и все, что я готов на сегодня предложить вам из мира суфийской литературы. Конечно же, это лишь капля в море. Но и капля несет в себе вкус океана. Наслаждайтесь.


Ом!
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: arenda @om-space.ru
Телефон: +7 (495) 725-58-65
Соцсети: Facebook | Instagram | Вконтакте