Популярность буддизма в сегодняшнем мире находится на пике. Его святейшество, Далай-лама, его сподвижники, а вслед за ними и представители Южной ветви буддизма, Тхеравады, сделали и продолжают делать просто титаническую работу по распространению и популяризации учения данного 2500 лет назад уроженцем нынешнего Непала – принцем Сиддхартхой Гаутамой, ставшего Буддой.

В этой статье я, конечно же, не собираюсь описывать и рассказывать вам про буддизм. Это попахивало бы исключительным самодовольством и глупостью, на фоне такого количества прекрасных книг по буддизму. Я просто хотел бы немного сориентировать тех, кто желает ознакомиться с этим великим Учением и не знает с чего начать в «море» буддистской литературы. А это очень важно – правильно начать.
С эзотерической точки зрения все, что не делается – все к лучшему. И вот тому, на мой взгляд, доказательство. Конец 19 и первая половина 20 столетия вылилось для мира активным противостоянием двух символов, двух парадигм. Свастика и Звезда (Пентаграмма). Апогей открытого противостояния между ними вылился во Вторую мировую войну. В итоге, как мы знаем, пентаграмма оказалась на тот момент исторического периода могущественней свастики. Однако, мало кто связывает окончательную победу пентаграммы над свастикой с китайской экспансией в Тибет. А мне кажется, здесь есть над чем задуматься. Очевидно, что Тибетский буддизм и его эзотерическая часть имеют неотъемлемую связь со свастикой. Также ни для кого не секрет, что фюрер и члены тайного германского ордена Аненербе, предпринимали как минимум три серьезных научно-исследовательских экспедиции в Тибет. Там они были приняты руководством Тибета и высшими чинами духовенства. Исследовательская работа продолжалась в течении года. После чего, немцы отбыли в Германию с довольно большим количеством материала, книг, подарков. Они установили радио мост между Германией и Тибетом, действовавший вплоть до 1943 года. Тибетцы в целом, отнеслись к немцам дружелюбно и всячески оказывали им поддержку и помощь в их научных изысканиях. Таким образом, мы видим очевидный факт взаимосвязи двух различных культур использовавших символ свастики, правда с абсолютно разными целями и значениями. Сделав такую историческую ремарку, я ни в коем случае не хочу поставить в один духовно – нравственный ряд концепции буддизма и концептуальные основы рассологической теории фашистской Германии. Я лишь отмечаю тот факт, что через некоторое время Пентаграмма в лице Советского Союза и его союзников повергла Фашистскую Германию (Свастику). А затем, Пентаграмма в лице Коммунистического Китая напала и разорила Тибет (Свастика). И это факт.
До того момента Тибетский буддизм проникал лишь отдельными «каплями» на Запад. Тибет был закрыт для иностранцев. Однако, китайская экспансия и ужасы творимые китайцами на территории Тибета, вынудили многих, включая Далай ламу, покинуть свою страну и бежать в Индию. Там они получили убежище, землю и возможность основать свою культуру. Таким образом, тибетская культура постепенно стала открыта и доступна всему миру. И великое достояние, буддистской духовной традиции очень быстро стало распространяться, как в самой Индии, так и за ее пределами. Таким вот непростым и крайне драматическим способом Провидение вынудило Тибетский буддизм излить нектар своей духовной мудрости, поделившись им со совсем миром.
Ладно, на этом мои умствования заканчиваются, и мы переходим непосредственно к буддийской литературе.

Буддизм
#статья
#книги
#религия
#философия
Автор: Стас Смиотанко
Сразу хочу оговориться, что это будет всего лишь мое частное мнение. Итак, известно, что Будда при жизни (а прожил он довольно долго 81 год) сделал 3 поворота колеса дхармы. Или иными словами, он дал три больших цикла учений. Первый поворот колеса Дхармы связан с проповедью учения о Четырех благородных истинах. Исторически сложилось так, что приверженцы ветви раннего буддизма именующейся Тхеравадой, основывают свою дхарму именно на устных наставлениях, запечатленных в рукописях Трипитаки (Три корзины). Это школы буддизма Индии, Шри Ланки, Тайланда, Бирмы, Лаоса. До момента раскола в буддийской сангхе, на Южную и Северную ветви, существовала только эта ветвь дхармы. Всем желающим ознакомиться с этой традицией основательно и серьезно, я конечно же советую читать непосредственно тексты (Сутры) Трипитакии комментарии к ним. Во-первых - это крайне интересно. Во вторых – познавательно. В третьих – вы окунаетесь в традицию изложения сокровенных смыслов и Истин характерных для времени проповеди самого Будды. Далее, к огромному счастью можно отнести то, что сегодня на русский язык переводится так много книг учителей Тхеравады. Я перечислю здесь книги, которые считаю просто необходимыми к прочтению всем искренним почитателям Буддизма.
-
Аджан Чаа
-
Махаси Саядо
-
Тханиссаро Бхикху
-
Аджан Сумедхо
-
Хенепола Гунаратана
-
Аджан Брахм
-
Бханте Вималарамси
-
Бхикху Буддадаса
-
Нектар для сердца.
-
Тихая лесная заводь.
-
Во что верят буддисты.
-
Бодхиньяна.
Этого великого человека, нашего современника, само олицетворение мудрости, проницательности и сострадания – читать обязательно. Простота, ясность, глубина и мудрость – это визитные карточки дхармы Аджана Чаа. На его наставлениях выросло очень большое количество достойных монахов, мирян, просветленных учителей Дхармы.
-
Сатипаттхана Випассана.
-
О природе Ниббаны
-
Крылья пробуждения
-
Пустота
-
«Нет Я» или «не я»
-
Практика медитации при столкновении с болью, болезнью и смертью.
-
Карма
-
Ниббана
Книга известного Бирманского учителя крайне подробно и последовательно излагающая фундаментальную практику медитации Випассана, в том виде, как ее практиковали во времена самого Будды. Книга очень непростая, но абсолютно необходимая тем, кто решил практиковать Випассану.

Это книги и небольшие статьи очень интересного, на мой взгляд, Тайского учителя.
-
Читтавивека – учение безмолвного ума.
-
Простыми словами о внимательности.
-
Открывая врата сердца и другие буддийские рассказы о счастье.
-
Руководство по медитации любящей доброты (Метта).
-
Тюрьма жизни.
Аджан Сумедхо – англичанин, принявший монашеский сан лесной сангхи тайского Буддизма. Большую часть жизни он был и остается монахом. Большой авторитет в мире буддизма Тхеравады как среди тайцев, так и у западной публики. Книга – замечательная во всех отношениях. Достойна внимания.
Пожалуй, одна из важнейших и наиболее действенных практик, подаренных буддизмом – миру.
Конечно, это далеко не полный перечень книг и статей на русском языке. Однако, этого материала для начала более чем достаточно для того чтобы подробно ознакомиться и составить мнение о буддизме Тхеравады.
Далее мы переходим ко второму повороту Буддой колеса дхармы связанному с учением Махаяны (Великой колесницей). Это учение связано крепко накрепко с понятием Бодхисаттвы и ее важнейшая идея – Бодхичитта, Просветленный настрой. Союз возвышенной мудрости и сочувствия. Это Северная школа буддизма.
Ее практикуют в Тибете, Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии, Китае, Японии, Тайване, Корее, Вьетнаме, Непале, Бутане, Сиккиме.
Второй поворот колесам дхармы был сделан буддой в Раджгире на горе Грифов.
Что же такого почитать, чтобы понять самую сердцевину классической Махаяны? Мне кажется, что самая сердцевина махаяны в ее классическом варианте изложена в учении Лам Рим. И всем кто хочет досконально разобраться в основах и принципах махаяны, я настоятельно советую прочесть и обдумать фундаментальный труд великого Учителя Чже Цонкапы.
Большое руководство к этапам пути пробуждения. 2 тома.
1 том – Воззрение. 2 том – Практика медитаций Шинэ и Лхатонг.
Далее я просто перечислю некоторые, на мой взгляд, интересные труды учителей буддизма Махаяны. Конечно, я и сам далеко не все читал. Ибо литературы по буддизму махаяны очень и очень много.
-
Еше Лосал Ринпоче
-
Джамген Контрул Лодре Тхае
-
Йонге Менгьюр Ринпоче
-
Чонгьям Ринпоче Трунгпа
-
Согьял Ринпоче
-
Лама Сопа Ринпоче
-
Чандракирти
-
Сюнрю Судзуке
-
Шень Янг
-
Сюй Юнь.
-
Кусан Сыним
-
Живая Дхарма или Дхарма для жизни.
-
Великий путь пробуждения.
-
Будда, мозг и нейрофизиология счастья.
-
Радостная мудрость.
-
Мир Тибетского буддизма
-
Сутра Сердца. Учение Далай ламы о праджняпарамите.
-
Преодоление духовного материализма.
-
Книга жизни и практики умирания
-
Вкус Дхармы. Преобразование проблем в радость.
-
Абсолютное исцеление.
-
Сердце Пути.
-
Буддийское учение о пустоте.
-
Сознание дзен, сознание начинающего.
-
Поэзия просветления.
-
Облако пустоты.
-
Рычание каменного льва.
-
Многогранный буддизм.
-
Совершенный буддизм.
-
Углубленный буддизм.
Этот список можно было бы продолжать еще долго. Но давайте для начала почитаем это. Здесь подобраны достойные труды по Махаяне в Тибетской, Японской, Китайской и Корейской традициях. Все они написаны понятным, доступным и увлекательным языком полезным и актуальным для ума и сердца каждого из нас. Книги затрагивают как воззрение буддизма махаяны, так и практику, что крайне важно.

Далее третий поворот колеса дхармы – Ваджраяна или Тантраяна. Туда же отнесу Дзогчен и Махамудру.
Это эзотерическая практика буддизма Махаяны. Буддийская Тантра. В основном практикуется в Тибете, Непале, Бутане, Ладаке, Сиккиме, Монголии.
В данном разделе, ставшим столь популярным на Западе, широко представлены в основном авторы именно тибетской школы буддизма.
Конечно же, это книги незабвенного, Намкая Норбу Ринпоче. Они обязательны к прочтению.
Далее перечислю некоторых Учителей пишущих и объясняющих данное направление.
-
Золотые письмена. Тексты традиции Дзогчен.
-
Дуджом Лингпа
-
Лонгчен Рабджам
-
Нида Ченагцанг
-
Тулку Урьгьен Ринпоче
-
Цонкьи Ринпоче
-
Гьялва Янгонпа
-
Миларепа
-
Падмасамбхава
-
Сердце великого совершенства.
-
Состояние Будды без медитации.
-
Суть Ваджры.
-
Драгоценная сокровищница Дхармадхату
-
Драгоценная сокровищница устных наставлений.
-
Оружие Света Введение в медитацию Ати йоги.
-
Сущность Дзогчен.
-
Беззаботное достоинство. Учение о природе ума.
-
Тайная карта тела.
-
Свежесть горного потока.
-
Свет мудрости 1и 2 тома.
Думаю, что этих книг более чем достаточно для того чтобы только попытаться осмыслить глубинные стороны эзотерического буддизма. Мое личное мнение, что начинать лучше не с этого. Лучше начинать изучение и практику буддизма с основ. Тантра сложна и требует многих факторов: подготовленного ума, тела, постоянства наставлений и практики с Учителем. На мой личный взгляд, не стоит делить учение Будды на высшие и «не очень». Все это крайне условно. Многие из практикующих, теперь Дзогчен и Тантру часто свысока смотрят на учение Тхеравады. Однако, если они посмотрят пристально на себя в зеркало, а затем почитают жизнеописания таких современников Будды как Шарипутра, Махакашьяпа, Могаллана, Ананда и многих других, обладавших безупречной дисциплиной ума, тела, концентрацией, волей и мудростью, то пусть они задумаются кто из них больше обладает качествами подходящими для практик «высших» или «низших» колесниц. На мой взгляд, ответ в 100% очевиден.
Буддизм, огромен или точнее неизмерим. Литературы сейчас масса. Важно не браться сразу за «тайное», можно ничего не понять и потерять интерес и таким образом «обрезать» прекрасный мир буддийской мудрости. Я желаю всем искренне увлеченным и только начинающим изучать буддизм обрести глубокое понимание в воззрении и практике этого великого Учения. Будьте счастливы!
